Skip to content

Развитие ребенка от 0 до года

ot-0-do-hoda-4

Громким криком возвестил о своем прибытии новый человек. Девять месяцев вы ждали этой встречи и вот она, наконец-то, состоялась. Вы держите малыша на руках, и он кажется вам таким маленьким, таким беззащитным. И хотя для вас он, безусловно, самый красивый ребенок на свете,  на самом деле, выглядит он, сразу после рождения, мягко говоря, не совсем привлекательно. Кожа красного цвета, вся какая-то морщинистая и пятнистая. И, как-то он, на головастика похож, уж очень большая, по сравнению с телом, у него голова. Ваш муж, теперь уже папа, вообще боится брать ребенка на руки.

Безусловно, малыш сейчас очень сильно нуждается в вашей любви и заботе. Но он и сам, кое-что умеет. Например, прекрасно отличит сладкое от горького, почувствует, если ему будет больно, среагирует на тепло и холод. Видит, расположенные на расстоянии от 15 до 50 см, предметы. Имеет прекрасно выраженные зевательный, сосательный и глотательный рефлексы. По некоторым данным, новорожденный узнает голос матери, причем научается этому еще до рождения.

Как бы там не было, но его развитие все равно очень сильно зависит от окружающей среды, от взаимодействия с родителями и с теми, кто рядом.

Так, что же должен уметь и как должен себя вести ребенок на определенных этапах развития?

Первый месяц

Имея в своем потенциале большущий запас врожденных инстинктов, малыш быстро адаптируется к окружающему миру и также быстро прогрессирует в своем развитии. Да и не удивительно, ведь мозговых клеток в коре головного мозга младенца почти столько же, сколько и у взрослого человека. Только они пока незрелые, да и связи между ними слабые. Но, под воздействием внешней среды, мозг развивается, и немалую роль в этом процессе играют двигательные навыки. Благодаря движению своих ручек и ножек ваш малыш получает массу информации об окружающем мире.

Уже в течение первой недели ваш карапузик начинает лучше слышать, а через неделю он может научиться есть через равные промежутки времени (3-3,5 часа).  В возрасте двух недель у малютки уже сформирован единый образ вашего, мамочка, лица и голоса. Попробуйте, глядя на ребенка заговорить «не своим голосом», сразу заметите, как он начнет беспокоиться.

И хотя бодрствует новорожденный всего по 30 минут, это время вы можете использовать для того, чтобы развивать мышцы его ног. Дело в том, что с первых дней жизни у маленького человечка появляется особый двигательный рефлекс. Прикоснитесь ладонью к нижней поверхности стопы малыша, он автоматически выпрямит ножки.

И общайтесь с ребенком, разговаривайте, пойте  песенки, гладьте, ласкайте, ЛЮБИТЕ.

Второй месяц

Заметили, стоит прикоснуться чем-либо к уголку ротика вашего малютки, он тут же поворачивает голову в этом направлении. А то, с какой силой малыш сжимает свои кулачки, стоит только слегка коснуться поверхности его ладоней, просто поражает.  Стоит вам ему улыбнуться, ребенок ответит не только широкой беззубой, но очень трогательной улыбкой, но и целым каскадом активных движений.

Люди вызывают у малыша повышенный интерес, во-первых, он научился отличать людей от окружающих предметов. Во-вторых, стал внимательно и сосредоточенно слушать, когда с ним разговаривают взрослые, отвечая улыбкой и радостным гуканьем. Да, да, именно радостным. Теперь в его голосе присутствует эмоциональный окрас.

Находясь в состоянии бодрствования и, естественно, на сытый желудок, крохотуля внимательно рассматривает окружающие предметы, фиксируя взгляд на самых ярких из них. Он уже научился различать цвета. Проследите, чтобы в его кроватке, в пределах видимости и досягаемости, висели игрушки, желательно разного размера и формы.

Кстати, уже заметно, что малыш становится более активным, промежутки бодрствования достигают одного часа. В сутки спит двадцать часов. Все реже будит вас по ночам, потому что перестает путать день с ночью.

Лежа на животике, малыш пытается поднять головку и несколько секунд ее удерживать. Вот и кладите его на живот несколько раз в день – это способствует укреплению мышц шеи. Также замечу, что в этом возрасте, ребенка необходимо иногда, держать на руках вертикально.

И забудьте про пеленки, одевайте на малютку ползунки и распашонки, чтобы он мог свободно болтать ручками и ножками.

Третий месяц

Малыш уже умеет следить глазами за движущимися предметами. Но, чтобы глазные движения быстрее развивались и совершенствовались, необходимо наличие, в поле его зрения, ярких и привлекательных игрушек. За которыми, кстати, он вовсю начинает тянуться и даже пытается их схватить.

Вас, мамочка, он узнает и выделяет из всех остальных людей в любое время дня. А в ответ на  вашу улыбку, улыбается уже не случайно, а вполне осознанно. Даже пытается поговорить с вами, и по звуку голоса малютки, вы без труда, можете определить его эмоциональное состояние.

Малышу все больше хочется пообщаться с взрослыми, однако, он уже отчетливо показывает, что видеть, слышать и общаться предпочитает только со знакомыми людьми, чаще всего членами семьи. Но, что больше всего нравиться и вам и всем тем, кто общается с маленьким человечком, он делает попытки, причем очень удачные, смеяться.

Спит малыш еще меньше, чем ранее, всего 18 часов в сутки.  Он уже хорошо держит голову, а лежа на животе, поднимает грудь.

Четвертый месяц

Ваше маленькое чудо умеет, зрительно сосредоточившись, следить за движущимся предметом. Случайно наталкивается на игрушки руками, и если они висят низко над грудью ребенка, он может их захватить. Только не забывайте, что малыш обязательно попытается потянуть захваченную игрушку в рот.

В этом возрасте, малышу нужны звучащие и мелодичные игрушки, потому что он любит слушать музыкальные звуки. Теперь малютка, вообще, хорошо улавливает любой звук и поворачивает голову в его направлении.

Он уже умеет выражать свою радость и недовольство. Хорошо знает маму, радуется при ее появлении и выделяет ее из стоящих рядом людей. При приближении к груди или при виде бутылочки открывает ротик.

Если с ним ласково разговаривают, ребенок громко "гулит" и смеется.

Крошка становится все более «самостоятельным», он уже переворачивается со спины на бок и отлично держит голову. Можете подольше держать его в вертикальном положении.

Пятый месяц

Прогресс на лицо, малыш уже самостоятельно играет в кроватке, достаточно долго может сидеть с поддержкой и пытается сесть сам. Научился поворачиваться со спины на живот. Его привлекают яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. Ребенок живо тянется к игрушкам, удерживает, гладит и рассматривает их.

Карапуз легко различает близких и чужих людей, умеет отличить строгий тон от ласкового. Свое недовольство выражает характерным хныканьем, а радость громким и заливистым смехом.

Свою мамочку находит глазами и внимательно следит за ней. Становится вашим маленьким «помощником», во время кормления придерживает грудь или бутылочку руками.

Малютка уже хорошо "гулит", в его речи появились певучие и гортанные звуки.  А «лексикон» пополнился  певучими гласными (а, э, ю, я). Он часто пытается что-нибудь «сказать», когда подражая взрослому, повторяет звуки.

Период  бодрствования огромный и достигает  2-х часов.

Шестой месяц

Ого, силенок-то, сколько прибавилось, ваш «атлет» умеет удерживать в каждой руке по одному предмету, причем не менее 20 секунд. И будет оказывать сопротивление, если взрослый попытается отобрать у него игрушку из рук.

Лучше всех, естественно, знает маму, но начинает узнавать и других близких людей. Чутко различает строгий и ласковый тон обращения, а на свое имя реагирует комплексом «оживления». Он уже способен демонстрировать самые разнообразные эмоции.

"Гуление" полугодовалого ребенка отличается музыкальностью и певучестью. Он начинает проявлять первые признаки лепетной речи, и даже может произносить отдельные слоги.

Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, подолгу рассматривает предметы, тянется к зеркальному отражению. Лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь, и при этом поворачивается в разные стороны.

А еще, к радости мамы, он  соблюдает режим дня.  Может,  брать губками еду из ложки, и начинает пить из кружки.

Седьмой месяц

Как много уже ваш человечек умеет: переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, хватает предметы одной рукой, поднимает выпавшую из рук игрушку. Может стоять при поддержке под мышки, даже делает попытки переступать. Малыш, с поразительной настойчивостью, тянется к предмету, который его интересует, а добравшись до него, радуется.

Только не надо подолгу держать его на руках в сидячем положении и на длительное время сажать в кресло или подушки,  позвоночник еще недостаточно окреп и он быстро устает.  К тому же, если ребенок долго будет лежать на животе, он быстрее научится ползать, а потом садиться и вставать, держась за опору.

У малыша формируется первичное понимание речи, он поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый. С определенными игрушками и предметами, которые он раньше видел и о которых ему говорили, у вашего ребенка начинает устанавливаться конкретная связь. А если вы сейчас зовете малыша по имени, он обязательно реагирует.  Да, и «запас слов» увеличивается, он уже начинает произносить первые слоги - ба, ма, па.

Теперь он уже может отчетливо дать понять, что хочет грудь. Приучается пить из кружки. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губками.

Карапуз этого возраста откровенно радуется, когда видит приготовление к купанию. Очень уж ему нравиться купаться.

Восьмой месяц

Вот каким большим стал ваш малыш: самостоятельно сидит; ползает; встает на колени; поднимается на четвереньки; поддерживаемый под мышки, хорошо переступает; тянется к своему отражению в зеркале; сам поднимает и тянет в рот бутылочку при кормлении.

Движения его становятся более целеустремленными, а игры, все более осознанными и контролируемыми. Для малыша сейчас возможна и активная тренировка: учите его перебирать сначала крупные, затем все более мелкие предметы.

Да, возьмите на заметку, более полезным будет, когда  в 7 месяцев он научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. Овладев умением ползать, ребенок начнет много двигаться, что благополучно отразиться на его физическом развитии, так как различные движения укрепляют позвоночник.

Теперь он и людей отлично различает, знает, кто близкий, кто чужой. Тянется с рук на руки, протягивает ручки вам и всем знакомым. Причем, его движения имеют, вполне определенный эмоциональный оттенок.

У малыша формируется подражание, он четко повторяет несложные слоги - га-га-га, да-да-да, ав-ав. В словарном запасе появились псевдослова, которыми он выражает свое отношение к происходящему. На вопрос "где?", ребенок ищет и находит взглядом предмет, который ему уже неоднократно называли.

Девятый месяц

Ваш красавчик активно интересуется своим отражением в зеркале и радостно ему улыбается. Как заядлый телезритель, следит за движущимися изображениями на экране телевизора. Узнает близких людей на фотографии.

Во время бодрствования долго занимается с игрушками, и радует вас разнообразием своих движений с ними. Ищет взглядом нужный предмет, а также выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов. Пытается, применяя усилие, отнять игрушку из рук взрослого.

Малыш может самостоятельно садиться и, из сидячего положения, ложится. А еще может двигаться с места - откатываться и отодвигаться. Он умеет вставать, цепляясь за барьер, и стоит, придерживаемый за одну ручку.

Также он уже делает попытки ходить, поддерживаемый за обе руки или цепляясь за спинку кроватки.

Маленький «вундеркинд» умеет громко и четко произносить различные слоги, "гулить" от удовольствия, визжать.  Умеет играть в ладушки, машет "пока, пока". К тому же, он будет яростно отталкивать вашу руку, если вы попробуете вытереть ему нос.

Ваш умница умеет пить из кружки, которую вы держите.  А  печенку ест, держа ее в руке самостоятельно. У него уже появляются и первые навыки опрятности, малыш начинает проситься на горшок.

Десятый месяц

Радость-то, какая, мамочка дождалась, малыш уже умеет, вполне осознанно, вас позвать.  Да еще и поднимается, в ответ на протянутые к нему руки.

Когда он играет в Гуси-Гуси, то,  не только охотно машет ручками, но и выговаривает повторяющиеся слоги. Хотя общается он, в этот возрастной период, в основном при помощи жестов, но может повторять за взрослыми новые слоги. Малыш называет отдельными и всегда одними и теми, же слогами различные предметы, собаку - ав, корову - му, произносит наиболее легкие слова - мама, баба.

Выполняет простые требования, понимает слово – нельзя, а также слова - иди, сиди, лежи. Хорошо знает свое имя и откликается на него.  А еще знает по имени близких людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных. Умеет, по просьбе, выполнить заранее заученные действия.

Малышу не трудно показать, где у куклы глазки, носик, ротик, ручки. Он безошибочно даст вам ту игрушку, которую вы попросите. С удовольствием собирает пирамидку, играет в мяч, любит звонить колокольчиком. Открывает и закрывает дверцы, упрямо не отдает отбираемую у него игрушку.

Карапуз: отлично ползает; ходит за ручку; делает попытки стоять без опоры; поддерживаясь за барьер манежа или кроватки, переходит от одной опоры к другой; садится из вертикального положения. Он также выполняет и некоторые элементарные движения: достает кубики из ящика, собирает мелкие предметы. Под плясовую музыку ребенок оживленно танцует.

Хорошо пьет из кружки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.  Спокойно относится к высаживанию на горшок, голосом сигнализируя о своих биологических нуждах. Быстро привыкает к новому режиму. Продолжительность его сна около 15-16 часов.

Одиннадцатый и двенадцатый месяц

В жизни вашего малыша наступает важный период, у него начинает формироваться собственная речь. Он  уже хорошо воспринимает обращенную к нему простую речь. И сейчас, через речь взрослого, можно воздействовать на его поведение, так как некоторые слова начинают приобретать обобщенный характер, становятся специфическими раздражителями второй сигнальной системы.

Малыш может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения, а некоторые его "особые слова" понятны только ему и вам, милая мама. Появились первые упрощенные слова: кис-кис, ав-ав, дай, бай. А также умеет выражать согласие и несогласие. Отлично понимает слово – нельзя. Словарный запас ребенка составляет 10-20 слов.

Он очень хорошо ориентируется в помещении. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку. При поддержке всходит на горку в 3 ступеньки и сходит с нее, подлезает под предметом, долго играет с игрушками. Самостоятельно стоит, приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета без приседания, хорошо ходит за руку. Пытается снять носок, просится на горшок. Умеет по назначению использовать расческу, пьет из кружки, ест с ложки.

Карапуз научился делать и некоторые обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Любит играть с детьми. Знает имена нескольких взрослых и детей. У малыша появились первые попытки сюжетной игры: водит машинку, кормит и баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке. Продолжительность сна в сутки 14 часов.

 

Все эти показатели эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни немного условны. Появляться они могут раньше или позже, в пределах одной-двух недель.

Если ваш малыш только родился, постарайтесь как можно дольше, хотя бы месяцев до восьми, кормить его грудью. Польза грудного вскармливания для умственного и физического развития ребенка неоднократно доказана.

Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в полтора раза, а вес увеличивается почти в два раза.

Воспитание ребенка первого года жизни основывается на любви и нежности, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери. Как можно больше ласкайте, целуйте, тискайте своего малыша.

Приучая ребенка до года к дисциплине, используйте его возможности к переключению и отвлечению. Любую проблему можно решить очень просто, достаточно дать малышу какую-то игрушку, перенести в другое место, взять на руки и, он спокойно забывает о нежелательных занятиях.

Обязательно учите ребенка этого возраста слову - нельзя. При этом будьте спокойны и последовательны. Но не злоупотребляйте запретами, вам следует определить самое главное, чего ребенок не должен делать. И не стоит наказывать малыша до года, это бессмысленно.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники