Основным видом деятельности детей раннего и дошкольного возраста является игра. Исходя из этого родителями делается вывод, что ребенку нужны игрушки. И все родственники начинают буквально заваливать малыша игрушками. А на самом деле, сколько игрушек нужно ребенку?
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игрушек, а не той пластмассово-резиновой массы, которая валяется в корзинах или на полках. И, большую часть дня, разбросана по всей детской комнате.
На что похожи эти игрушки после одного дня деятельности ребенка? Правильно, на кучу разноцветного и разнокалиберного мусора. Кроме того этот «мусор» с большим трудом убирается вечером по местам.
Да! Безусловно, игрушки ребенку необходимы, причем разные. Но, они должны соответствовать возрасту малыша. И, действительно, способствовать его развитию. Следовательно, покупка игрушек должна быть дозированной и хорошо продуманной.
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
А то ведь как бывает, зашли в продуктовый магазин за хлебом, а там… «До чего дошел прогресс…». Можно прекрасно понять производителей различных сладостей, которых интересует только прибыль. Поэтому они вкладывают свой товар в различные, кстати, очень сомнительного качества, игрушки. И реакция детишек на такую заманчивую упаковку тоже понятна.
Но трудно понять родителей, которые все это покупают. Ведь именно они отвечают за физическое и психическое развитие ребенка. Хочет малыш сладости? Купите шоколадку, яблоко или пряник, наконец. Зачем покупать сладости, упакованные в игрушки. Сладкое он съест. А эти, с позволения сказать, игрушки, еще долго будут «отсвечивать» в разных углах вашего дома. При этом, не оказывая никакого влияния на его развитие. И это в лучшем случае. А если вспомнить о качестве их изготовления, мало ли что может случиться.
Пусть будут книжки
«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя».
В. А. Сухомлинский
Если ребенок со слезами на глазах просит купить ему новую игрушку. Тем более не спешите удовлетворить его желание. Потому как ваш малыш быстро уразумеет, что слезы – это прямой путь к достижению поставленной цели. И будет использовать это действенное орудие всегда, когда чего-то захочет.
«Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа… »
Жан-Жак Руссо
Почти каждый, кто идет в гости к семье с маленьким ребенком, несет в подарок игрушку. В конце концов выбор их сейчас огромен. К тому же на любой вкус и кошелек. Но обижать людей, которые дарят такие подарки, не стоит. Все-таки делаются они от чистого сердца. Вот только отдавать такой подарок ребенку можно если у малыша недостаточно игрушек.
Если игрушек хватает, то лучше поблагодарить дарующего, а игрушку дать ребенку в подходящий момент. Например, когда его нужно будет срочно успокоить или пожалеть. А родственников и друзей можно попросить не дарить малышу игрушки, уж лучше книжки.
Сколько же игрушек нужно ребенку
Боюсь, что конкретного ответа на этот вопрос просто нет. Потому что каждая семья различается, как количественным составом, так и методами воспитания детей. Есть только общие рекомендации. Прежде всего количество игрушек находящихся одновременно в поле зрения ребенка, должно быть пропорционально его возрасту.
Младенцу до года, для манипуляции, достаточно дать одну погремушку. И пусть смотрит, изучает, трогает ручками. А на следующий день игрушку можно заменить. Но именно заменить, чтобы на виду у него была опять, только одна игрушка.
Годовалому ребенку можно давать одновременно две, три игрушки. Потому что он уже приступил к освоению предметной деятельности. И ему нужно иметь возможность сравнивать форму, цвет, размер игрушек.
И еще, у малыша нужно с самого раннего детства формировать бережное отношение к игрушкам. Взял, поиграл, поставил на место, взял другую игрушку, поиграл... Если игрушку сломал, то не «не плачь, купим новую». А «давай вместе попробуем починить».
Арсенал дошкольника предполагает одновременное использование пяти, шести игрушек. Так как ребенок уже осваивает сюжетно-ролевую игру. Хотя здесь возможно множество вариантов. К примеру, мой старший сын, в этом возрасте, обожал игрушечные пистолеты, пулеметы и автоматы. Это была его детская коллекция оружия. В то время как младший, в возрасте пяти лет, «увлекался» модельками легковых автомобилей. Среднему сыну, в дошкольном возрасте, больше всего нужны были не игрушки. А ножницы, клей, бумага, карандаши и краски.
Если вы не ожидаете пополнения семейства в скором будущем. Пусть ваш ребенок подарит игрушки из которых вырос соседским малышам. Конечно же с вашего согласия. Побыть немного добрым волшебником ему понравиться!
Буду благодарна, если вы напишете свой комментарий.
Татьяна, я согласна с Вами. Игрушек не должно быть много — это мешает ребенку сосредоточиться.