Развитие ребенка от рождения до года
Развитие ребенка от рождения до года

Развитие ребенка от рождения до года

Развитие ребенка от рождения до года

Рождение ребенка – это, безусловно, чудо. Однако, молодые родители часто испытывают беспокойство из-за отсутствия знаний о развитии ребенка. Чтобы не беспокоится понапрасну, давайте поэтапно рассмотрим развитие ребенка от рождения до года.

Нет сомнения, для родителей новорожденный самый красивый ребенок на свете. Хотя, на самом деле младенец в первые дни жизни выглядит не совсем привлекательно. Обычно кожа у новорожденного красная и морщинистая. А голова, по сравнению с телом, очень большая. И кажется, что он полностью беспомощен.

Безусловно, малыш сейчас очень сильно нуждается в любви и заботе. Но он, все же, кое-что умеет. Например, прекрасно отличает сладкое от горького. А также, чувствует когда больно, когда тепло или холодно. Новорожденный видит предметы, расположенные на расстоянии от 15 до 50 см. И имеет прекрасно выраженные зевательный, сосательный и глотательный рефлексы. По некоторым данным, младенец узнает голос матери. Причем научается этому еще до рождения.

Как бы там ни было, но его развитие очень сильно зависит от окружающей среды. И конечно, от взаимодействия с теми, кто рядом.

Так, как же должно происходить развитие ребенка от рождения до года?

Развитие ребенка от рождения до года. Первый, второй и третий месяцы

Первый

Имея в своем потенциале большой запас врожденных инстинктов, малыш быстро адаптируется к окружающему миру. И также быстро прогрессирует в своем развитии. Да и не удивительно, ведь мозговых клеток в коре головного мозга младенца почти столько же, сколько и у взрослого человека. Только они пока незрелые, да и связи между ними слабые. Но, под воздействием внешней среды, мозг развивается. И немалую роль в этом процессе играют двигательные навыки. Благодаря движению своих ручек и ножек малыш получает массу информации об окружающем мире.

Уже в течение первой недели он начинает лучше слышать. А через неделю научается есть через равные промежутки времени (3–3,5 часа).  Доказано, что в возрасте двух недель у малютки уже сформирован единый образ лица и голоса матери. Если, глядя на ребенка заговорить «не своим голосом» то, он начнет беспокоиться.

Новорожденный бодрствует всего по 30 минут. Но, это время можно использовать для того, чтобы развивать мышцы его ног. Дело в том, что с первых дней жизни у маленького человечка появляется особый двигательный рефлекс. Если прикоснуться ладонью к нижней поверхности стопы малыша, он автоматически выпрямит ножки.

В этом возрасте ребенок нуждается в общении. Не даром же он прислушивается, когда с ним разговаривают. И затихает при легком поглаживании. А еще, успокаивается и засыпает, когда ему поют колыбельную.

Второй

Если прикоснуться в уголок ротика младенца, он повернет голову в ту же сторону. И еще, с силой сожмет кулачки, если слегка тронуть поверхность его ладоней. А на улыбку ответит целым каскадом активных движений.

Ребенок на втором месяце умеет отличать людей от окружающих предметов. Поэтому люди вызывают у малыша повышенный интерес. Когда с ним разговаривают, он, сначала внимательно и сосредоточенно слушает. А затем отвечает улыбкой и радостным гуканьем. Да, именно радостным. Теперь в его голосе присутствует эмоциональный окрас.

В состоянии бодрствования крохотуля внимательно рассматривает окружающие предметы и фиксирует взгляд на самых ярких. Потому, что он научился различать цвета. Теперь в кроватку ребенка необходимо поместить игрушки. Конечно, игрушки  должны находиться в пределах видимости и досягаемости. И желательно, чтобы они были ярких цветов, а также разного размера и формы.

Кстати, малыш становится более активным. Промежутки бодрствования достигают одного часа. Теперь он спит лишь двадцать часов в сутки. И все реже будит вас по ночам. Потому что перестает путать день с ночью.

Лежа на животике, малыш пытается поднять головку. И старается несколько секунд ее удерживать. Теперь можно класть его на живот несколько раз в день. Это способствует укреплению мышц шеи. Также, иногда ребенка необходимо держать на руках вертикально.

А вот пеленать малютку не желательно. Лучше одевать ползунки и распашонки, чтобы он мог свободно болтать ручками и ножками.

Третий

Малыш уже умеет следить глазами за движущимися предметами. Но, нужно помочь глазным движениям ребенка в развитии. А для этого необходимо наличие, в поле его зрения, ярких и привлекательных игрушек. За которыми он начинает тянуться и даже пытается схватить.

Ребенок уже узнает маму. И выделяет ее из всех остальных людей. А в ответ на улыбку, улыбается уже не случайно, а вполне осознанно. Даже пытается говорить, И по звуку голоса вполне возможно определить эмоциональное состояние малыша.

Крохе все больше хочется пообщаться со взрослыми. Однако, общаться он предпочитает только со знакомыми людьми, чаще всего с членами семьи. А еще, малыш делает попытки смеяться.

Спит ребенок еще меньше, всего 18 часов в сутки.  В то же время он уже хорошо держит голову, а лежа на животе, поднимает грудь.

Развитие ребенка от рождения до года. Четвертый, пятый и шестой месяцы

Четвертый

Маленькое чудо уже умеет следить за движущимся предметом. Если конечно зрительно сосредоточиться. И научился наталкиваться на игрушки руками. Правда пока случайно. Кстати, он даже может захватить игрушку, если она низко висит. И обязательно тянет захваченную игрушку в рот.

В этом возрасте, малышу нужны звучащие и мелодичные игрушки. Потому что он любит слушать музыкальные звуки. Теперь малютка хорошо улавливает любой звук. И поворачивает голову в его направлении.

Ребенок уже умеет выражать свою радость и недовольство. Также, он теперь хорошо знает маму. И радуется при ее появлении. Даже научился выделять ее из стоящих рядом людей. А при приближении к груди или при виде бутылочки открывает ротик.

Если с ним ласково разговаривают, ребенок громко «гулит» и смеется.

Крошка становится все более «самостоятельным». Например, он уже переворачивается со спины на бок и отлично держит голову. Теперь можно дольше держать его в вертикальном положении.

Пятый

Развитие ребенка от рождения до года продолжается. И прогресс на лицо. Во-первых, малыш уже самостоятельно играет в кроватке. Во-вторых, достаточно долго может сидеть с поддержкой и пытается сесть сам. В-третьих, научился поворачиваться со спины на живот.

Ребенка привлекают яркие цвета, движущиеся предметы, новые игрушки. К примеру, он живо тянется к игрушкам и хорошо их удерживает. А также, гладит и внимательно рассматривает.

Карапуз легко различает близких и чужих людей. И уже умеет отличить строгий тон от ласкового. Если ребенок чем-то недоволен то, выражает это характерным хныканьем. А радость - громким и заливистым смехом.

Малыш всегда находит глазами маму. И потом, внимательно следит за ней. А во время кормления ребенок сам придерживает грудь или бутылочку руками.

Малютка уже хорошо «гулит». В его речи появились певучие и гортанные звуки.  А «лексикон» пополнился певучими гласными (а, э, ю, я). Еще он часто пытается что-нибудь «сказать». И, подражая взрослому, повторяет звуки.

Период бодрствования огромный и достигает 2-х часов.

Шестой

Ого, силенок-то, сколько прибавилось. Малыш стал почти «атлетом». Во-первых, умеет удерживать в каждой руке по одному предмету. Причем держит не менее 20 секунд. Во-вторых, он оказывает сопротивление. В тех случаях, когда взрослый пытается отобрать игрушку из рук.

Лучше всех, естественно, знает маму. Но начинает узнавать и других близких людей. Чутко различает строгий и ласковый тон обращения. А на свое имя реагирует комплексом «оживления». И еще, малыш уже способен демонстрировать самые разнообразные эмоции.

«Гуление» полугодовалого ребенка отличается музыкальностью и певучестью. А также, он начинает проявлять первые признаки лепетной речи. И даже может произносить отдельные слоги.

Малыш уже хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками. Теперь предметы он рассматривает подолгу. Еще, тянется к зеркальному отражению. Если лежит на животе то, опирается на ладони выпрямленных рук. Затем, высоко поднимает голову и грудь. И при этом поворачивается в разные стороны.

А еще, к радости мамы, он соблюдает режим дня.  К тому же, может брать губками еду из ложки, и начинает пить из кружки.

Развитие ребенка от рождения до года. Седьмой, восьмой и девятый месяцы

Седьмой

Как много уже маленький человечек умеет:

- переворачивается с живота на спину;

- сидит без поддержки;

- пытается ползать;

- хватает предметы одной рукой;

- поднимает выпавшую из рук игрушку.

А еще, может стоять при поддержке под мышки, даже делает попытки переступать. Обычно малыш, с поразительной настойчивостью, тянется к предмету, который его интересует. И радуется, когда добирается до него.

Имейте в виду, ребенка не надо подолгу держать на руках в сидячем положении. И на длительное время сажать в кресло или подушки, тоже не следует. Дело в том, что позвоночник еще недостаточно окреп и малыш быстро устает.  К тому же, если ребенок долго будет лежать на животе, он быстрее научится ползать. А затем уже, садиться и вставать, держась за опору.

У малыша формируется первичное понимание речи. Вот почему он поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый. С определенными игрушками и предметами у ребенка начинает устанавливаться конкретная связь. Но, только с теми которые он раньше видел и о которых ему говорили. А если сейчас позвать малыша по имени, он обязательно среагирует.  Да, и «запас слов» увеличивается, он уже начинает произносить первые слоги - ба, ма, па.

Теперь он уже может отчетливо дать понять, что хочет грудь. А еще, приучается пить из кружки. И хорошо ест с ложки, снимая пищу губками.

Карапуз этого возраста откровенно радуется, когда видит приготовление к купанию. Потому, что купаться ему очень нравиться.

Восьмой

Развитие ребенка от рождения до года не останавливается ни на минуту. Вот каким большим стал ваш малыш:

- самостоятельно сидит;

- ползает;

- встает на колени;

- поднимается на четвереньки;

- поддерживаемый под мышки, хорошо переступает;

- тянется к своему отражению в зеркале;

- сам поднимает и тянет в рот бутылочку при кормлении.

Теперь движения ребенка становятся более целеустремленными. А игры, все более осознанными и контролируемыми. Кроме того для малыша сейчас возможна и активная тренировка. Поэтому нужно, чтобы ребенок учился перебирать сначала крупные, затем все более мелкие предметы.

Более полезным будет, чтобы сначала, в семь месяцев, ребенок научится ползать. И только в восемь месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. После, овладев умением ползать, ребенок начнет много двигаться. Что благополучно отразиться на его физическом развитии, так как различные движения укрепляют позвоночник.

Теперь малыш отлично различает людей, знает, кто близкий, кто чужой. А также тянется с рук на руки и протягивает ручки всем знакомым. Причем, все его движения имеют, вполне определенный эмоциональный оттенок.

У малыша формируется подражание, он четко повторяет несложные слоги - га-га-га, да-да-да, ав-ав. А в словарном запасе появились псевдослова, которыми он выражает свое отношение к происходящему. Уже сейчас, на вопрос "где?", ребенок ищет и находит взглядом предмет, который ему уже неоднократно называли.

Девятый

Ваш красавчик активно интересуется своим отражением в зеркале и радостно ему улыбается. А еще, как заядлый телезритель, следит за движущимися изображениями на экране телевизора. И узнает близких людей на фотографии.

Теперь, во время бодрствования ребенок подолгу занимается с игрушками. И радует разнообразием своих движений с ними. Кроме того, ищет взглядом нужный предмет. А мимикой выражает удивление и интерес при виде новых предметов. Еще, пытается отнять игрушку из рук взрослого, конечно приложив усилия.

Малыш может самостоятельно садиться и, из сидячего положения, ложится. А еще может двигаться с места - откатываться и отодвигаться. Более того, он умеет вставать, цепляясь за барьер, и стоит, придерживаемый за одну ручку.

Также он уже делает попытки ходить, поддерживаемый за обе руки или цепляясь за спинку кроватки.

Маленький «вундеркинд» умеет громко и четко произносить различные слоги, "гулить" от удовольствия, визжать.  И еще умеет играть в ладушки, машет "пока, пока". К тому же он будет яростно отталкивать вашу руку, если вы попробуете вытереть ему нос.

Ваш умница умеет пить из кружки, которую вы держите.  А печенку ест, держа ее в руке самостоятельно. Особенно радует то, что у него уже появляются и первые навыки опрятности, малыш начинает проситься на горшок.

Развитие ребенка от рождения до года. Десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы

Десятый

Радость-то какая, малыш уже умеет, вполне осознанно, позвать маму.  Да еще и поднимается, в ответ на протянутые к нему руки.

А когда он играет в Гуси-Гуси, то, не только охотно машет ручками, но и выговаривает повторяющиеся слоги. Хотя общается он, в основном при помощи жестов, но может повторять за взрослыми новые слоги. Малыш называет отдельными и всегда одними и теми, же слогами различные предметы. Например, собаку называет ав, корову – му. И произносит наиболее легкие слова - мама, баба.

Кроме того, выполняет простые требования, понимает слово – нельзя, а также слова - иди, сиди, лежи. Хорошо знает свое имя и откликается на него.  А еще знает по имени близких людей, названия окружающих предметов и показывает на картинках изображения животных. К тому же умеет, по просьбе, выполнить заранее заученные действия.

Малышу не трудно показать, где у куклы глазки, носик, ротик, ручки. Если вы попросите он безошибочно даст, нужную вам игрушку. Кроме того ребенок на десятом месяце с удовольствием собирает пирамидку, играет в мяч, любит звонить колокольчиком. Еще он открывает и закрывает дверцы и упрямо не отдает отбираемую у него игрушку.

Карапуз:

- отлично ползает;

- ходит за ручку;

- делает попытки стоять без опоры;

- поддерживаясь за барьер манежа или кроватки, переходит от одной опоры к другой;

- садится из вертикального положения.

Он также выполняет и некоторые элементарные движения:

- достает кубики из ящика,

- собирает мелкие предметы.

А как оживленно ребенок танцует под плясовую музыку!

Также он хорошо пьет из кружки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.  И спокойно относится к высаживанию на горшок, голосом сигнализируя о своих биологических нуждах. А еще быстро привыкает к новому режиму. Продолжительность его сна около 15–16 часов.

Одиннадцатый и двенадцатый

В жизни малыша наступает важный период, у него начинает формироваться собственная речь. Заметили, что он уже хорошо воспринимает обращенную к нему простую речь. И сейчас, через речь взрослого, можно воздействовать на его поведение. Так как некоторые слова начинают приобретать обобщенный характер, становятся специфическими раздражителями второй сигнальной системы.

Малыш может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения, а некоторые его "особые слова" понятны только ему и маме. Еще появились первые упрощенные слова: кис-кис, ав-ав, дай, бай. А также ребенок умеет выражать согласие и несогласие. И отлично понимает слово – нельзя. Кроме того, словарный запас ребенка составляет уже 10–20 слов.

Он очень хорошо ориентируется в помещении. К тому же овладевает новыми действиями с предметами: кладет один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.

Что еще умеет ребенок на одиннадцатом и двенадцатом месяцах:

- при поддержке всходить на горку в 3 ступеньки и сходить с нее;

- подлезать под предметом;

- подолгу играть с игрушками;

- самостоятельно стоять;

- приседать без опоры;

- нагибаться при поднимании предмета без приседания;

- хорошо ходить за руку;

- пытается снять носок;

- просится на горшок;

- умеет по назначению использовать расческу;

- пить из кружки;

- есть с ложки.

И еще, во-первых, карапуз научился делать некоторые обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Во-вторых, любит играть с детьми. В-третьих, знает имена нескольких взрослых и детей. К тому же, у малыша появились первые попытки сюжетной игры: водит машинку, кормит и баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке. Продолжительность сна в сутки 14 часов.

Вместо заключения

Все эти показатели эмоционального и психомоторного развития здоровых детей первого года жизни немного условны. И появляться они могут раньше или позже, в пределах одной-двух недель.

Если малыш только родился, постарайтесь как можно дольше, хотя бы месяцев до восьми, кормить его грудью. Есть многочисленные доказательства пользы грудного вскармливания для умственного и физического развития ребенка.

Замечено, что рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в полтора раза, а вес увеличивается почти в два раза.

Воспитание ребенка первого года жизни основывается на любви и нежности, заботе и ласке окружающих его взрослых, особенно матери. Как можно больше ласкайте, целуйте, тискайте своего малыша.

А приучая ребенка до года к дисциплине, используйте его возможности к переключению и отвлечению. Ведь любую проблему можно решить очень просто, достаточно дать малышу какую-то игрушку, перенести в другое место, взять на руки и, он спокойно забывает о нежелательных занятиях.

Обязательно учите ребенка этого возраста слову - нельзя. При этом будьте спокойны и последовательны. Но не злоупотребляйте запретами, следует определить самое главное, чего ребенок не должен делать. И не стоит наказывать малыша до года, это бессмысленно.

P. S. Буду премного благодарна, если Вы напишете свой комментарий.

Ваша Неваляшка.