Skip to content

Адаптация к детскому саду

adaptatsiya k detskomu saduВопрос: «Отдавать или нет ребенка в детский сад?», решен вами в пользу детсада. Путевку получили, медкомиссию прошли, завтра первый выход малыша в «свет». Станет ли детский сад для ребенка «вторым домом» и, как скоро он привыкнет к новому образу жизни? Зависит сие не только от квалификации педагогического коллектива, уровня комфортабельности и количества игрушек в саду (хотя и от всего перечисленного тоже). Первым и, иногда, непреодолимым препятствием на пути социализации ребенка встает адаптация к организованному воспитанию.

Сразу замечу, что адаптация к детскому саду протекает не у всех детишек одинаково. Кому-то достаточно одной-двух недель, у других адаптация может продлиться два-три месяца. Есть дети, которым для привыкания к дошкольному учреждению, недостаточно и целого года.

Каким будет период адаптации у вашего малыша? Как скажется на его физическом и психическом здоровье? Что можно сделать, чтобы адаптация ребенка к детскому саду протекала в более легкой форме?

На минуточку представьте себя на месте малыша. Маленький и, по сути, очень беззащитный человечек, которого окружают большие предметы, люди, дома, машины. Огромный, непознанный мир воспринимается ребенком без боязни и страха только в том случае, если рядом знакомый взрослый. Но наиболее защищенным он себя чувствует, когда рядом мама. И вот любимая, родная мамочка приводит его в незнакомый дом, к чужой тете, и оставляет там одного. По сути, кроха расценивает такую ситуацию, как предательство.

В первые несколько дней, присущая ребенку боязливость чуждого мира, на время может отступить перед новизной обстановки и любопытством, а посещение садика воспримется ребенком, скорее, как новая игра. Он с удовольствием поиграет в большого, самостоятельного, «вот Я уже и в детский сад хожу» человека. Но все повторяется, его снова и снова приводят в детский сад. Малыш опять оказывается один на один с неведомым доселе миром. Игра затянулась. Он уже не хочет в нее играть. Возвращается страх. А вдруг мама его разлюбила и больше придет?

Разлука с мамой сама по себе создает у ребенка внутреннее напряжение. Но одно дело если такая разлука происходит в привычной для малыша обстановке и рядом остаются папа, бабушка, либо еще кто-нибудь из знакомых взрослых. А тут, и мама ушла, и окружающие незнакомы, да еще и вести себя нужно по каким-то, новым для испуганного малыша, правилам. А он еще не знает, как правильно себя вести в этой необычной обстановке. Кроха очень боится, что его поступки могут выглядеть смешно и вызовут осуждение у воспитателя и у детей.

Домашнее привилегированное положение, вполне устраивало и устраивает ребенка. А тут. Согласитесь, становиться, из единственного и неповторимого дома, одним из множества других детей в саду, сразу и вдруг, для трехлетнего человечка тяжеловато.

К тому же, кризис трех лет также сказывается на психическом состоянии вашего ребенка. Психологи не зря считают этот кризис одним из самых трудных моментов в жизни маленького человека. Кроха только-только начинает осознавать себя личностью. Появляющиеся новообразование «внешнего Я» делает его как более самостоятельным, так и более ранимым. Нервно-психическое состояние малыша и без того в упадке, а тут еще и адаптационный период в детсаду.

Вот и получает ребенок стресс, стресс от страха разлуки, неизвестности и осуждения. К стрессу «добавляется» переживание кризиса. В итоге, двойная ноша психических нагрузок непременно сказывается и на физиологическом уровне детского организма.

Однако, есть родители, которые, совершенно необоснованно, считают, что для более легкой и быстрой адаптации, лучше отдавать ребенка в детсад не в три, а в полтора-два года. До наступления кризиса трех лет. Но как бы ни было трудно для ребенка проживание кризиса, именно в трехлетнем возрасте он впервые в жизни научается поступать вопреки своему личному желанию. То есть делать не только то, что хочется, а и то что должен.

Ребенок, не вступивший в стадию трехлетнего кризиса, еще не начал осознавать себя отдельной личностью и неразрывно связан с матерью. Насильственный разрыв этой связи грозит резким замедлением в его психическом, да и физическом развитии.

Отрицательно сказывается раннее посещение детского сада и на развитие речи малыша. В возрасте от полутора до трех лет у детей происходит интенсивное освоение речи. Значительно расширяется словарный запас ребенка. Он научается строить фразы и предложения, с помощью которых делится своими чувствами и переживаниями с родителями и другими близкими взрослыми. Но глубокие доверительные отношения с родителями возникают у ребенка, как правило, только в том случае если он до трех лет находился с ними в постоянном контакте.

Рано отданный в детский сад, мало или плохо разговаривающий ребенок большую часть времени проводит с такими же, как он, сверстниками. А для общения с ними, речь, как средство коммуникации, практически не нужна. Возможность пополнять словарный запас, подражая взрослым, ограничивается только несколькими часами по вечерам, которые ребенок проводит общаясь с родителями, и в выходные. В итоге ребенок вырастает так и не научившись делиться с близкими своими впечатлениями и эмоциями. Сначала для этого ему не хватает слов, а после он привыкает таить чувства в себе.

Реальную пользу посещение детского учреждения в возрасте до трех, по мнению психологов, приносит детям из неблагополучный семей, где отсутствуют необходимые социально-бытовые условия, и детям с особыми заболеваниями, которым требуется специализированное воспитание и уход.

В любом случае для того, чтобы ребенок влился в детский коллектив и стал его полноправным членом, ему нужно некоторое время для адаптации. В каждом детском саду есть свой отработанный алгоритм для прохождения периода адаптации. Но есть несколько общих приемов, которые применяются почти повсеместно:

  • Первые дни, обычно этот срок колеблется от 5 до 10 дней, ребенка приводят только на время прогулки, на полтора-два часа;
  • В течении двух-трех дней мама, во время посещения ребенком детского сада, находится в поле его зрения, либо в группе, либо на детской площадке;
  • На четвертый-пятый день ребенок остается в детском саду уже без мамы;
  • Начиная со второй недели ребенка оставляют уже на первую половину дня, до дневного сна;
  • С третьей недели ребенка можно оставлять и на дневной сон, забирая его сразу как проснется.

Однако, так хорошо продуманное расписание периода адаптации зачастую прерывается «внезапной» болезнью ребенка. Сразу замечу, обвинять работников детского учреждения в том, что дитятко заболело, не стоит. Есть несколько, вполне отчетливых причин, вызывающих столь неожиданное заболевание малыша.

Ребенок только что встал на путь социализации, а если точнее, его туда поставили. Условия жизни изменились, к этим изменениям нужно привыкнуть, адаптироваться. Соответственно – стресс, а вместе со стрессом и ослабление организма. Сами понимаете, что ослабленный организм, просто «подарок» для любой инфекции. А тут целая группа «ходячей заразы».

Каждый здоровый человек является носителем микроорганизмов, маленькие дети не исключение. Вот только те микробы, что ваш малыш носит на себе, для него не опасны. Опасны «чужие», те что носят другие детки, с которыми он до сей поры не контачил. Да и то, заражение происходит в лишь том случае, если организм ребенка ослаблен. Так вот, адаптационный период, как раз тот случай, когда он поневоле начинает общение с носителями «чужих» микроорганизмов, а иммунитет у малыша истощен из-за стресса.

Другой причиной «нечаянного» заболевания ребенка может быть – «сбегание в болезнь». Это один из распространенных, для адаптационного периода, механизмов психической защиты организма. Естественно, ваш малыш еще не в том возрасте, чтобы суметь простудится специально. Нежелание посещать детский сад он испытывает как на сознательном, так, по большей части, и на бессознательном уровнях психики. Вот бессознательное и способствует безотчетным устремлениям ребенка оставаться дома, ослабляя его способность сопротивляться простудным заболеваниям.

Могут ли родители помочь своему ребенку пройти период адаптации «с наименьшими потерями»? Безусловно, любящие мама и папа вполне способны облегчить своему дитятке процесс привыкания к разлуке с домом и к детскому саду.

Вот, ряд рекомендаций, разработанных психологами совместно с воспитателями:

  • Ежедневно напоминайте малышу, что вы безумно рады видеть его таким большим и самостоятельным, ведь он уже ходит в детский сад. Вы им очень гордитесь и, по-прежнему, очень его любите.
  • «Долгие проводы – лишние слезы». Всегда вспоминайте эту пословицу при расставании с ребенком в детском саду и, по возможности, сократите до минимума процедуру прощания.
  • Ребенку обычно очень тяжело разлучаться именно с мамой, да и мама каждую слезинку своего малыша принимает слишком близко к сердцу. Поэтому, в первые несколько недель доверять процедуру доставки дитя в детский сад, желательно, папе.
  • Следите за тем, чтобы одежда ребенка соответствовала температурному режиму детсада, была удобна и комфортна, легко расстегивалась и застегивалась.
  • Дома, в выходные дни старайтесь создать для ребенка режим дня максимально приближенный к режиму дня в детском учреждении.

Мама и папа должны быть убеждены, что ребенку нужно ходить в детский сад. Если у родителей есть, хоть доля сомнения по этому поводу, а ребенок чутко улавливает любое ваше волнение, это может не лучшим образом сказаться на адаптации. Главное не беспокойтесь сами, в садике ваш малютка находится под постоянным присмотром профессионалов, а дома, будьте самыми внимательными и любящими родителями.

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *